Прицепы и полуприцепы относятся к категории техники, используемой вместе с транспортными средствами для перевозок различных грузов. Несмотря на схожие функциональные возможности – это разная техника. В статье мы рассмотрим, чем отличается прицеп от полуприцепа и в чем их основные преимущества и недостатки.
Прицеп представляет собой механическое средство для транспортировки грузов, расположенных на его платформе. Он используется в составе автопоездов с головными машинами или тракторами Конструктивно прицеп сделан так, чтобы его платформа имела опорные оси и в передней и в задней части и он мог стоять отдельно от автопоезда без использования опорных устройств.
Полуприцеп – это разновидность прицепа для использования исключительно в составе автопоездов. Основное отличие полуприцепа и прицепа в том, что полуприцеп не может передвигаться без опоры на тягач и при отсоединении от тягача может стоять отдельно только с помощью специального опорного устройства, а прицеп может передвигаться без опоры на тягач (будучи ведомым за дышло) и стоять отдельно, опираясь лишь на собственные колёса.
Грузовая платформа прицепа располагается над подвеской, на которую распределяется рабочая нагрузка. В зависимости от конструкционного исполнения, может использоваться две или три оси.
Полуприцеп имеет от двух до четырёх осей, а специальные виды (например, тралы) – до восьми осей. В отличие от прицепа, оси смещены от центра платформы в сторону её задней части.
Для сцепки прицепа с грузовиком используется максимально простой механизм, который состоит из системы «крюк-петля» или фаркопа.
Пример устройства для сцепки по системе «крюк-петля»
(источники изображения - http://ktrucks.ru/content/images/2016-11/1480062464.jpg и https://gruzovik.biz/sites/default/files/inline-images/f8239b8s-960.jpg)
Сцепка на основе фаркопа или системы «крюк-петля» отличается сложностью в маневрировании техникой. Водители, работающие с прицепами, должны иметь большой опыт работы и всегда быть особо внимательными при выполнении манёвров, особенно на дорогах со сложным рельефом.
Полуприцеп соединяется с тягачем за счёт более сложного узла – седельно-сцепного устройства тягача и шкворня полуприцепа
Пример седельно-сцепного устройства тягача
(источник - https://jost.by/wp-content/uploads/2018/06/sedelno-stsepnyie-ustroystva-2.jpg)
Полуприцеп, соединённый через седельно-сцепное устройство, представляет собой своего рода продолжение тягача. Благодаря этому управлять грузовиком с полуприцепом существенно легче, он становится более манёвренным и предсказуемым в разных ситуациях на дороге.
Для наглядности ниже представлены фото отличия прицепа от полуприцепа в плане их сцепки с автомобилем.
Грузовик в сцепке с прицепом
(источник - https://ptakiev.info/images/articles/2023/preimushchestva-gruzovikov-s-pritsepom.jpg)
Грузовик в сцепке с полуприцепом
По своим функциональным возможностям прицепы и полуприцепы похожи – используются для работы с тягачами для грузоперевозок. Но сам процесс транспортировки имеет некоторые отличия.
При использовании прицепов их вес вместе с грузом создаёт давление на дорожное покрытие через опорные оси.
У полуприцепов это происходит аналогично, но часть нагрузки приходится на тягач. Это обеспечивает более равномерное распределение на большей площади и снижает давление на дорожное покрытие. Благодаря этому увеличивается потенциальная грузоподъёмность автопоездов, включающих в свой состав полуприцепы. Это позволяет перевозить за один рейс больше грузов, не нарушая правил транспортировки по дорогам общего назначения.
Между прицепами и полуприцепами есть существенные различия и в максимальном весе перевозимых грузов. Выбирая прицеп, нужно учитывать, что его собственный вес в сумме с перевозимым грузом не должен превышать массу тягача. Учитывая, что в полуприцепе вес груза частично распределяется на тягач, его грузоподъёмность будет существенно выше, нежели прицепа. С помощью полуприцепов можно перевозить грузы в несколько десятков тонн.
Среди преимуществ прицепов следует выделить:
Есть у прицепов и ряд недостатков:
Для компаний, которые занимаются грузоперевозками на постоянной основе, лучшим вариантом будет покупка именно полуприцепа.
Среди преимуществ полуприцепов нужно выделить:
Выбирая технику для грузоперевозок, нужно ориентироваться на специфику решаемых задач.
Прицепы можно использовать с любыми грузовиками, оснащёнными фаркопом или системой «крюк-петля». Они лучше подойдут для нечастых поездок на небольшие расстояния, когда перевозится малотоннажный груз.
Тем, кто профессионально занимается логистикой, лучше выбрать полуприцеп. Он лучше подходит для поездок на большие расстояния, обеспечивает безопасность водителю, перевозимому грузу и другим участникам дорожного движения. Эти средства более функциональны и позволяют за один рейс перевозить больше груза.
*Внимание! Вся указанная в статье информация носит информационный характер. Законодательные и нормативные акты могут быть изменены в соответствии с установленными в РФ правовыми практиками и процедурами. Поэтому актуальность данных, указанных в статье, следует проверять на текущий момент.